Статьи

Как вдохновить на работу в новом коллективе

В первый же день работы новый сотрудник делает вывод о том, как он будет чувствовать себя в этой компании. Подчас, потратив много времени и сил на поиски нужного специалиста, мы упускаем из вида такой важный этап, как интеграция новичка в коллектив. От этого этапа зависит не только его решение остаться в компании, но и то, как он будет работать, как скоро начнет показывать результаты, что будет говорить о компании своим друзьям, родственникам, будущим работодателям и клиентам.

Как же вдохновить новичка на работу? Попробуем вспомнить все по порядку.

Вы нашли его. Теперь предстоит подготовка к выходу нового сотрудника.

  • Разработайте план мероприятий для новичка — о нем мы расскажем подробнее ниже.
  • Организуйте рабочее место, компьютер, телефон или другие инструменты для работы, которые понадобятся сотруднику.
  • Накануне даты выхода свяжитесь с сотрудником и удостоверьтесь, что у него все идет по плану: он планирует приступить к работе в тот день и время, когда вы его ждете, и принесет с собой необходимые для оформления на работу документы.
  • Удостоверьтесь, что руководитель сотрудника помнит о его выходе и имеет для новичка план задач на период испытательного срока.

Худшее, что может случиться с новичком, — полное безразличие к нему. Чтобы в ответ в сотруднике не зародилось безразличие к работе, у вас должен быть план. Он подойдет для каждого нового человека в компании.

Первая дверь — в HR

Роль погружения новичка в корпоративную культуру, как правило, берет на себя отдел по работе с персоналом. Даже если на собеседовании вы подробно рассказывали о том, как оценивается работа сотрудников, предполагается ли обучение в компании и какие есть возможности для карьерного развития, эту информацию стоит повторить. Новичка знакомят с деятельностью компании, ее историей, ценностями, организационной структурой, действующими правилами и политикой.

Подтвердите свои обещания

Ответственный подход к документам поможет новичку чувствовать себя спокойно. Трудовой договор заключают в течение 3 рабочих дней. Согласно трудовому законодательству, при приеме на работу нового сотрудника знакомят с правилами внутреннего распорядка и другими документами, с которыми будет связана его работа. Среди них — должностная инструкция: она поможет избежать двусмысленности при оценке выполненной работы.

Обед с руководителем

Взаимодействие с руководителем — важнейшая часть адаптации. В первый день он должен выделить достаточно времени для общения с новым сотрудником: рассказать о своих ожиданиях, о задачах на период испытательного срока, о том, как руководитель и сотрудник будут обмениваться информацией. Хорошим тоном будет пообедать вместе в первый день. В дальнейшем в течение периода адаптации рекомендуем регулярно, раз в неделю - две обмениваться с новым сотрудником обратной связью: рассказывать о том, что новичок делает правильно, корректировать действия, интересоваться его впечатлениями о компании и выполняемой работе.

Знакомство с коллективом

Сложно найти человека, который чувствовал бы себя уютно в первый день на новом месте. Познакомьте его со всеми и проведите экскурсию по офису. Разошлите письмо о выходе нового сотрудника своим коллегам: это поможет им принять новичка в коллектив. В HeadHunter в объявлениях о новых сотрудниках вместо стандартных образования и опыта работы пишут об увлечениях и необычных фактах из жизни новичков. Такие сообщения читают больше сотрудников, и у коллег появляется еще один повод ближе познакомиться с новеньким.

Старший товарищ

Многие современные компании используют практику наставничества. Наставником не всегда является руководитель: это может быть коллега из своего или даже из другого отдела, из числа опытных и лояльных сотрудников, который хорошо знает организацию изнутри и поделится секретами успеха. Одна производственная компания в России ввела практику наставничества для того, чтобы помогать новичкам чувствовать себя комфортно в новой среде: наставник ходит вместе с новичком на обед, помогает сориентироваться в неформальных правилах компании, рассказывает, как принято себя вести в различных ситуациях. Более распространенная ситуация — когда наставники помогают новичкам в совершенствовании профессионального мастерства. Такая практика оказывается полезна для обеих сторон: новичок получает дополнительную поддержку, а наставник — признание от компании и возможность проявить себя с новой стороны.

Погружение в бизнес

Для ключевых сотрудников и руководителей стоит продумать более глубокое знакомство с бизнесом: посещение производства, изучение процесса продаж, знакомство с представителями всех функций. Чтобы не отрывать коллег из других отделов многочисленными встречами с новичками, можно организовать знакомство с бизнес-подразделениями на ежемесячной или ежеквартальной основе. Например, выделить день, в который представители каждой из функций по очереди проведут презентацию своего подразделения, расскажут о бизнес-процессах и о ключевых сотрудниках. Несколько крупных ритейл-компаний уже перевели знакомство с бизнесом компании в онлайн-пространство, на корпоративные порталы.

Подведем итоги

Конец испытательного срока — время для формальной встречи с новичком: можно подвести итоги работы в первые три месяца и обменяться обратной связью. Часть компаний тестируют новичков на знание тех областей, которые им требовалось освоить. Тестирование показывает, насколько сотрудник усвоил новую информацию, а HR-отдел на основании результатов может сделать выводы об эффективности вводной программы новичков.

Кажется, все составляющие успеха есть. А какие советы для новичков есть у вас?